Проект поселка на ст. Лигово

Трест «Знамя Труда» (производство пожарных насосов и оборудования), объединяющий 3 завода, расположенные в различных частях Ленинграда, предполагает в будущем сконцентрировать все производство в одном месте — районе Петергофского шоссе. Общее количество рабочих предположено довести до 4.000—4.500 человек, что даст с семьями 10.000—12.000 чел. На это количество и предположено построить поселок вблизи станции Лигово, Сев.-Зап. ж. д.

Участок, выбранный для поселка, расположен на высокой гряде, идущей вдоль берега моря, в так называемом «Полежаевском имении» и имеет вполне благоустроенное подъездное шоссе и внутренние шоссированные дороги.

Требования треста сводятся к изысканию способов удовлетворять наиболее экономическим образом по возможности большее количество нуждающихся в жилье рабочих. Ограниченность в земельном фонде исключала возможность застройки поселка деревянными малоквартирными домами. Застройка поселка рассчитана на 15 лет, в 3 очереди.

Основные принципы планировки. Центральное место в данной схеме занимают, конечно, жилые кварталы; обслуживающие их административно-хозяйственные и культурно-просветительные учреждения поселка отнесены к периферии. Наружным кольцом, изолирующим поселок от окружающей местности, является парк, места для спортивных учреждений и зеленый пояс поселка. Находящиеся на территории участка привычные для населения, вполне благоустроенные дороги включены в новую схему уличной сети поселка. Существующий парк оставлен в неприкосновенности. Все административные, хозяйственные и культурно-просветительные учреждения его выделены в самостоятельные группы, расположенные по периферии поселка. Обслуживание ими жилых кварталов поселка будет вполне обеспечено при незначительности расстояния (до 15 мин. ходьбы).

У парка, около главной площади, расположена школа, дом культуры (быв. господский дом) с самостоятельной площадью для народных собраний перед ним и с красивой перспективой на озеро [Лиговское]. Административные и хозяйственные здания (управление поселком, пожарная часть, баня, трамвай, аптека, магазины и т. п.) намечены на площади у трамвайного кольца, в центре будущей территории поселка. Больница и санатории намечены около парка (по обе стороны школы). В будущем намечено устройство стадиона, для чего предусмотрено место по северной границе поселка, с возможностью устройства трибун для публики по естественному откосу местности. При въезде в поселок намечено устройство яслей, обслуживающих работниц, живущих в поселке, удобно расположенных для сдачи и получения обратно детей при отъезде и возвращении с работы. Хозяйственные помещения, обслуживающие жилые дома поселка, как-то: прачечные, котельные, сараи для дров и т. п., намечены в подвальных этажах самих зданий.

Уличная сеть поселка спроектирована, исходя из соображений наилучшей увязки существующих вполне благоустроенных дорог (см. схему использован. элементов старого плана) со схемой новых, обеспечивающих правильность функционирования жизни, дорог поселка. Проходящая по восточной границе участка дорога, ведущая на Петергофское шоссе, использована в качестве главной грузовой магистрали поселка, обслуживающей всю внешнюю жизнь его. По ней намечена прокладка трамвайной линии, соединяющей поселок с заводом и далее с Ленинградом. По ней же будет происходить, вне жилых улиц поселка, и все грузовое движение. Трамвайный путь и кольцо предположено совершенно изолировать от остального движения зелеными насаждениями. Существующие экваториальные дороги определили направление жилых улиц, выходящих одним концом на главную грузовую магистраль, а другим (за пределами западной границы поселка) на проспект города Урицка. Внутри жилой части (1 и 2 очереди) спроектирована главная аллея поселка, обслуживающая всю внутреннюю жизнь его. В наиболее широких из кварталов (средние) устроены внутриквартальные проезды. Площадь, могущая служить периодически и для устройства базаров, является главным фокусом всей уличной сети поселка. С юга к поселку подходят, пересекая парк, дорога, ведущая на ст. Лигово.

В отношении поперечных профилей все улицы поселка разбиты на 5 типов. Проезжие части приняты двойной, тройной и четверной колеи, в зависимости от интенсивности предполагаемого по ним движения. Пешеходные дорожки отделяются от проезжей части зелеными насаждениями, более высокими (липа, клен) на главных улицах и в виде зеленой изгороди-барьера из кустарников (кротекус, акация) на второстепенных. Застройка поселка принята, по экономическим соображениям, максимально допустимой для поселков пригородного типа. Поэтому интенсивность ее была намечена в 30% и высота зданий в 3 эт. — для жилых, в 4 эт. — для административных и торговых.

В отношении типовых ячеек семейных квартир были применены ячейки 2-х серий, разработанные автором в архитектурной мастерской Ленинградстроя, решающие стандартными элементами все типы жилых ячеек как с ванными, так и без них (см. чертежи типовых ячеек). По каждой из серий были разработаны типовые элементы: 2 типа комнат, кухня, уборная, ванные и т. д. Этими типовыми элементами и решены все виды жилых секций индивидуального сектора.

В связи с наметившимся переходом на коллективизацию быта и обобществлением максимума бытовых функций жилья, в настоящее время проектируются дома коллективного сектора, решаемые по тем же принципам максимальной стандартизации отдельных элементов их, с предоставлением максимума жилищно-бытовых удобств обитателей их. В настоящий момент закончены постройкой 3 дома в северной части поселка, осуществленные по системе инж. П. Н. Савчук из шлакобетона с кирпичным каркасом.

Стандарт размеров и площадей главнейших элементов ячеек дает широчайшие возможности стандартизации конструктивных элементов всего комплекса их, а равно и стандартизации оборудования (мебель, отделка), что, в связи с изысканием наиболее дешевого материала (шлако-бетона), дало уже в настоящее время снижение стоимости до 22—32 руб. за куб. м. (с центральным отоплением). Дома ориентированы по меридиану с помещениями квартир, выходящими на восток и запад.

Здание школы (на площади) ориентировано классами на восток и запад и рекреационным залом на юг. Между двумя крыльями ее устроен двор, ориентированный также на юг. К нему непосредственно примыкает сад, переходящий далее в парк. В архитектурном отношении застройка дает вполне цельные, замкнутые перспективы по главной аллее и грузовой артерии и ступенчатые открытые перспективы по жилым улицам поселка (см. общий вид застройки). Перспективу главной аллеи и параллельной ей улицы замыкает проппилет стадиона. Сеть извилистых дорог парка в связи с озером может дать ряд красивых и уютных естественных ансамблей парковой архитектуры. Внешний облик домов поселка — в духе ясной простоты современной рациональной архитектуры.

Зеленый пояс поселка заключает в себе парк (на юге), Лиговское озеро с открытым луговым берегом на противоположной стороне (на юго-востоке), полосу зеленых насаждений вдоль оврага ручья (на востоке) и открытый луг, поросший по склону гряды кустарником и деревьями (на севере). Внутренний резерв зеленых насаждений после застройки жилых кварталов будет составлять до 50% от общей жилой площади поселка. Существующие на территории поселка пруды ввиду их антисанитарного состояния подлежат засыпке, с предварительной осушкой и отводом воды из них в нижележащий пруд (около стадиона), существующий и в настоящее время и подлежащий лишь обработке в архитектурном и санитарном отношениях (зеленые насаждения, гранитные лестницы, развод рыбы и т. п.). Он же может быть применен в зимнее время для спортивных целей. Лиговское озеро оставляется в его естественном состоянии, причем проток (ручей), соединяющий его с морем, приводящий в настоящее время в движение мельницу, предположено в будущем использовать для установки небольшой электростанции.

Цифровые данные, характеризующие распределение территории поселка (в пределах межи Губземуправления — 1 очер.), сведены в таблицу (см. табл.).

В отношении населенности поселка для подсчета числа жителей были приняты следующие соображения: 40% квартир считалось З-комнатных и 60% 2-комнатных, число секций (лестничная клетка с расположенными на ней квартирами) принято в 5 для каждого дома, общежития не учтены. Общее количество населения — 4.860 чел. На 1 гектар жилой площади и поселка приходится 4.860 / 12.22 = 397 чел./гект. На всю же площадь поселка — 4.860/36,5 = 133 чел./гект.

Интенсификация застройки, концентрация ее в одной группе хотя и создает некоторые неудобства чисто бытового характера, но зато дает возможность более совершенно оборудовать в санитарном отношении жизнь обитателей, и, конечно, более экономично разрешает снабжение поселка всеми видами благоустройства. Сконцентрированные также в одном месте зеленые массы поселка (парк) легче поддадутся культурной обработке и содержанию в хорошем виде, нежели если бы были разбросаны в нескольких местах. Эксплуатационные расходы при этом точно также меньше.

Водоснабжение поселка осуществляется двумя путями. Для этой цели используется проходящая невдалеке по Петергофскому шоссе водопроводная магистраль с установкой собственной водонапорной башни в сев.-западном углу поселка (см. схему водоснабж. и канализации). Другой вариант намечает кооптаж Дудергофских ключей (в 12 километрах) и снабжение поселка питьевой водой оттуда. По этому варианту водонапорная башня и фильтр устанавливаются в юго-западном углу поселка.

Как в том, так и в другом случае схема сети остается одна и та же и будет состоять из главного кольца, проходящего по периферии поселка (1 и 2 очереди застройки), и из магистралей, идущих по жилым улицам его и образующим ряд колец второго порядка.

Канализация предположена общесплавная в виде ряда магистралей, проходящих по жилым улицам поселка, с общим отводящим коллектором, пересекающим участок будущего расширения поселка (3 очередь застр.) и дающего возможность присоединения к нему в будущем всей предположенной к застройке территории. Отвод канализационных вод главным коллектором на очистную станцию в сев.-вост. углу зеленого пояса поселка и далее через ручей в море легко осуществим при данной схеме канализации (возможно закрытие в бетон ручья).

В виду незначительности территории поселка возможно устройство центральной для всего поселка тепловой станции, которая могла бы снабжать всеми видами тепловой энергии здания поселка. Наиболее подходящим для этой цели районом может служить сев.-вост. часть зеленого пояса поселка, вне сферы влияния действующих ветров и ниже уровня плато, предназначенного под постройку. Тепловые машины (котлы) должны состоять из ряда агрегатов, пускаемых в ход по мере роста поселка.

Снабжение поселка газом (для кухонь) сможет быть осуществлено лишь при пуске, бездействующих в настоящее время, газовых заводов (неподалеку от поселка).

Намеченная в настоящее время застройка поселка даже при той интенсивности, каковая принята по проекту, сможет удовлетворять лишь 4.860 чел., а потому предусмотрены еще 2 добавочные очереди застройки: а) вторая — на территории в сев.-зап. углу участка (оттушевана слабее тоном), дающая около 4 гектаров добавочной жилой площади, и б) третья очередь — по восточной границе первой очереди вдоль грузовой артерии до ручья и зеленого кольца всего поселка (см. схему застройки и зеленых насаждений), площадью около 15 гект. Оба эти увеличения дадут по норме, принятой для первой очереди 400 чел./гект, возможность поселения (15 + 4) X 400 = 7.600 чел. добавочно и общее количество населения всего поселка может быть доведено до 4.860 + 7.600 = 12.460 человек.

Использование уже существующих благоустроенных дорог поселка определяет план застройки его и намечает первоначальное строительство вдоль этих дорог, а уже затем постройку вдоль новых, предусмотренных проектом. Внутренние корпуса кварталов строятся в последнюю очередь. Вся архитектурная сторона зданий, равно как парковое и садовое убранство поселка, объединены общим художественным замыслом и должны осуществляться согласно общего плана.

Все местные особенности территории (деревья, кусты, мелкие пруды, камни-валуны) включаются в общую архитектурную композицию поселка и использованы в качестве составных элементов для создания целостных архитектурных ансамблей.

Арх. С. Е. Бровцев

Ленинград

Журнал "Строительная промышленность", 1930 г., №4.
Отсканировано в Центральной районной библиотеке Красносельского района (пр.Ветеранов, 155)


Строительство посёлка

Пять домов клиновского посёлка были построены весной 1931 года. Один четырёхэтажный 6-парадный (юго-западный), три трёхэтажных 6-парадных и двухэтажный служебный (северный). Вот редкое фото только что построенных двух восточных домов, прилегающих к главному проезду. В 19 веке это было продолжение Пулково-Лиговской дороги, проходящее по мосту через плотину и спускающееся к Петергофской дороге.



Дополнительно





Проект поселка для рабочих
треста "Знамя Труда". 1928 г.

Государственный музей истории
Санкт-Петербурга

Сравнение плана посёлка с топокартой 1980-х годов.
(Откроется в новой вкладке)



Другие Исторические материалы