Старые изображения
Деревни
|
Усадьбы
|
Большое Лигово
|
Лиговский парк
|
Дачный посёлок
|
Станция Лигово
|
Советское время
|
Урицкий рубеж
|
Послевоенное
|
Большое Лигово
Уникальное здание господского дома в Большом Лигово (западный усадебный комплекс) было построено при графе Григории Орлове в конце 18 века. Архитектор — Жан Батист Валлен-Деламот, вышедший на пенсию в 1776 году. А значит, здание построено между 1765 и 1775 годами. Уникальность здания в том, что оно имело три портированных фасада - северный, восточный и южный. Северный и южный фасады имели 7 осей (окон), а восточный (к Лиговскому озеру) имел 9 осей. Здание венчал большой восьмигранный фонарь (не бельведер), освещающий центральную овальную гостиную. По периметру гостиной были меблированные комнаты с высокими окнами и каминами. На каждую из трёх сторон можно было выйти на балкон-ризалит с колоннами через высокую застеклённую дверь.
Господский этаж стоял на высоком цоколе из известняковых блоков с дверьми и окнами по тем же трём фасадам. Там жила прислуга и хозяйственные помещения. Возможно, была главная печь для обогрева всего здания.
У западного фасада стоял двухэтажный кухонный флигель, который позже соединили со зданием коротким переходом.
У северного фасада был подъезд с большой овальной клумбой, обрамлённой гранитными столбиками без цепей. Подъехать можно было как с Петергофского шоссе, так и с Красносельского шоссе через дамбу со шлюзом.
В 19 веке южный фасад выходил в сосновый парк и аллею со статуями. Аллея оканчивалась берегом озера. Восточный фасад выходил на озеро. Поначалу перед ним была клумба, но при Кушелеве была устроена мощёная каменная терраса с ограждением из белого камня с вазонами. Посередине террасы стояла женская статуя. А балкон стала окружать изящная чугунная терраса с лестницей.
Лигово. Старинный дворец бывш. графа Орлова. Открытка 1905 г. (цвет восстановлен). Восточный фасад, обращёный к озеру. При кушелевской перестройке в середине 19 века к портику была пристроена чугунная открытая веранда, с которой открывался замечательный вид на озеро, остров с беседкой ("храм Амура"), плотину с мельницей и восточный берег озера. Архитектор А.И. Штакеншнейдер. Из фондов Российской национальной библиотеки.
|
Открытка 1905 г. Вид на усадебный дом с восточного берега озера. У берега видна небольшая каменная терраса (арх. А.И. Штакеншнейдер), обустроенная при графе Григории Кушелеве в середине 1850-х годов. Терраса была обрамлена каменной решеткой с вазонами по углам и изваянием в центре. В начале 20-го века особняк ещё активно использовался дачниками. При увеличении можно рассмотреть влюблённые парочки с обоих сторон пристани, лошадь и даже машину слева от дома, окна имеют солнцезащитные тенты, чугунная веранда перед домом заросла какой-то вьющейся лозой. Люди отдыхают... |
Лигово. Дача бывш. Кушелева на озере. 1905 г. Вид на усадебный дом с восточного берега озера. Из фондов Российской национальной библиотеки.
|
Лигово. Дача бывш. Кушелева на озере (крупнее). Открытка 1905 г. Вид на большой усадебный дом с восточного берега озера. Фотограф стоял недалеко от правобережного дома. При таком разрешении стало понятно, что южный фасад тоже имеет портик (!) и необычная конструкция здания имела три портика с разных сторон. Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. PastVu.com - Retro View of Mankind's Habitat
|
Открытка 1905 г. Северный фасад здания (7 осей). Перед особняком видна подъездная петля, намеченная гранитными столбиками, в середине - клумба. "Графский дом представлял собой загородный особняк. Нижний этаж дома, обработанный рустом, служил пьедесталом для верхнего — парадного, который по центру фасадов был оформлен ионическими портиками, охватывающими высокие окна и изящные барельефы над ними. Балконы перед портиками опирались на выступы — ризалиты. Здание завершалось восьмигранным бельведером, который прорезали арочные и полукруглые проёмы." Из фондов Российской национальной библиотеки.
|
Северный фасад господского дома. Фото 1918-20 гг. Северный фасад здания. Тот же, что и на открытке 1905 г., но уже изрядно обветшавший. Цвет восстановлен. Бывший парадный подъезд усадьбы. Между цокольным этажом и античным портиком во всю ширину его видна основа козырька подъезда, укреплённая четырьмя чугунными держателями. Через дверь цоколя здание просвечивает насквозь, а через дверь на балконе просвечивает центральная зала, освещаемая окнами в надстройке (фонаре). Слева дома видна чугунная веранда восточного фасада, служившая для отдыха. Справа видна пристройка (кухня). |
Фото 1927 г. Цвет восстановлен. Южный фасад господского дома после революции. Слева виден кухонный корпус. Особняк разобран в 1932/1933 году. Сейчас по этому месту проходит аллея Славы. Интерьер центрального овального зала: фото-1, фото-2. www.archeo.ru - Из архивной съемки ИИМК РАН (Институт истории материальной культуры).
|
Эту замечательную акварель исполнил Платон Бориспольц (1805 - 1880). Если почитать биографию художника, то выясняется, что в середине жизни он стал терять своё зрение, снимая копию картины Тициана в Венеции в сырой, продуваемой церкви с плохим освещением... Несмотря на это, художник продолжал писать картины и рисовать эскизы до самой своей кончины. |
Картина современного московского художника Александра Тербушева. Художник на своих картинах восстанавливает образы старых русских усадеб. Главный подъезд к усадьбе. |
Карта сайта • Моя Почта • Форум • Поиск |